Раннее развитие ребенка: за и против

Раннее развитие ребенка: за и против | Wellness BlogВсе чаще появляются статьи из серии «страшилок» — о том, как калечат детскую психику все эти новомодные веяния в лице методик раннего развития ребенка. Где же истина? Как водится, где-то посерединке.

Все дело в мотивации

Вспомните тот момент, когда вам в го­лову пришла светлая мысль заняться с собственным крохой тем-то или этим-то.

Мамы делятся размышлениями.

Руслана, 28 лет: „Я знала, что буду за­ниматься с сынулей еще до того, как он появился на свет. Хотелось изначально предоставить крохе максимальные воз­можности для развития. Однако у меня никогда не было цели добиться того, чтобы ребенок научился что-то делать раньше, чем его сверстники. Главное — и сын, и я получаем удовольствие от на­ших игр — у меня язык не повернется назвать их „занятиями». Просто вместо того чтобы по десять раз повторять ему „ма-ма» или „ку-ку», я пою песенку, а кошку называю не „киса» или „мява», а „саг». И когда даю ему вкладыши Монтессори или уникуб Никитиных, не тре­бую, чтобы он немедленно построил крепость или сложил пирамиду в поряд­ке цветового спектра радуги — он просто играет. И одновременно — развивается».

25-летняя Светлана поведала другую историю: „Сначала соседка рассказала, что ее Татка — которой, между прочим, на три недели меньше, чем моей Оленьке — уже умеет читать. Ну, то есть не совсем читать, но буквы разли­чает и даже слово „мама» узнает. Я и подумала: а моя дочка чем хуже? Не глупее, слава богу! И — началось… Таб­лицы, схемы, игрушки — только разви­вающие, садик — в котором с двух лет учат языки… Остановилась я только тогда, когда решила в неполные шесть отдать дочку в школу — она, мол, уже готова! И тут мне психолог сказала, что у Оли огромные проблемы в общении, в поведении… Вот уже несколько меся­цев она живет как обычный ребенок — никаких заданий, никаких „Давай по­занимаемся!». Надеюсь, мне удастся исправить собственную ошибку».

Пожалуй, комментарии излишни. Вот он, „перекос» в мотивации, который и натолкнул лодочку гармоничного раз­вития на все подводные камни.

Играем по правилам

Прежде всего, раннее развитие не пред­усматривает только лишь раннее интеллектуальное развитие. Конечно же, оно должно быть всесторонним. В каждом возрастном периоде у ребен­ка есть главная задача развития. И если мы тратим энергию на несвоевремен­ное развитие какой-то психической или интеллектуальной функции, то возникает дефицит там, куда эта энер­гия должна была быть направлена по задумке матушки Природы.

Главная задача для малыша до трех лет — эмоциональное и сенсомоторное разви­тие, потому не стоит чрезмерно увле­каться обучением детей чтению и пись­му.

Первоочередной задачей является развитие сенсомоторики и эмоций, по­тому для обучения малыша потребуют­ся всевозможные развивающие игры для пальчиков, фигуры, которые можно вкладывать в отверстия, крупные, а по­том мелкие предметы — чтобы малыш вертел их в ручках, конструкторы.

Не нужно забывать, что от рождения ка­ждый ребенок наделен ведущим видом восприятия: зрительным, слуховым либо двигательным. В раннем возрасте уже можно заметить, что он предпочитает: рассматривать, слушать, активно дви­гаться (например, когда волнуется или что-то запоминает). Это нужно учиты­вать при выборе методики для раннего развития. Например, чтение по карточ­кам Домана будет более успешным для ребенка с ведущим зрительным воспри­ятием. Но перетренировывать один вид восприятия в ущерб другим не стоит, нужно развивать и слуховое, и двигатель­ное.

Самая подходящая методика для обучения чтению самых маленьких — ме­тодика Зайцева. Бу­дет выбор — купите украинские кубики, они легче для восприятия, потому что русские оказались перегруженными лишним фоном. И не превращайте раз­вивающую игру в „занятие», не оцени­вайте уровень крохи, не требуйте от не­го быть лучше всех — обуздайте роди­тельское тщеславие! Хотите дать малышу начала математи­ческих знаний?  Подойдут методики Монтессори, развивающие игры, тренировочные игрушки для пальчиков. Ме­тодика Зайцева для самых маленьких по математике не совсем удачна. А вот для развития мелкой моторики применяйте возможности этой методи­ки (пишем прежде, чем читаем), пальце­вую живопись (большие-пребольшие буквы на листах ватмана), „письмо в воздухе». Если все-таки вы хотите нау­чить ребенка писать в тетради, то клетка должна быть больше 1 см. Ну а первый шаг к воспитанию в малыше любви к чтению — почаще читайте ему вслух. При этом не забывайте об интона­ции, ведь яркие эмоции тоже нужны ре­бенку — именно они, пускай даже и всего лишь „сыгранные» вами, помогают ему развивать эмоциональную сферу.

Важные мелочи

Даже родители, которые стараются „не перебарщивать», нередко допускают очень серьезные ошибки. Можно даже создать своеобразный „сборник» роди­тельских заблуждений.

Заблуждение 1. „Мы нашли самую лучшую методику: можно обучить чте­нию за 12 занятий. Во время уроков ре­бенок настолько доволен, делает потря­сающие успехи, улыбается, разговари­вает — я считаю, что он и эмоционально развивается в этот момент». Конечно, если ребенок получает боль­шую порцию ваших положительных эмоций только во время его продвиже­ния по карьере читателя, то и сам будет излучать положительные эмоции. А раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет вы­полнять, но за счет каких-то других структур психики.

Заблуждение 2. „Мы стараемся не загружать ребенка. Как только его пе­рестают интересовать занятия — пре­кращаем».

Важно почувствовать не момент, когда малышу уже надоело заниматься, а за минуту до этого. Иначе вы рискуете сформировать у ребенка стереотип, что как только он устает или ему надоедает занятие, его тут же прекращают. У мно­гих детей такие „уставания» учащаются.

Заблуждение 3. „Чтение и счет — глав­ное в раннем развитии». Раннее погружение в знаковую систему может ускорить развитие левого полуша­рия в ущерб правому, образному. Мозг — орган далеко еще не изученный. И неиз­вестно, как именно он себя поведет конкретно у вашего ребенка.

Дефицит „энергии» в „нужном месте и в нужное время» может привести к сбоям в более старшем возрасте. Форсировать только лишь интеллектуальное развитие нельзя. Процесс становления личности должен быть гармоничным. Малыш развивается не только в момент „урока» чтения или счета. Этот процесс продолжается и во время прогулки, когда вы просите опи­сать ромашку, а затем — сравнить ее с ва­сильком (чем похожи, почему разные). Развитие — когда малыш учится одевать­ся сам, общается с другими детьми… Помните: губка набирает только опре­деленное количество воды, и не больше. Часто механическое чтение приводит детей к разочарованию в этом процессе, и, вырастая, многие из них категориче­ски отказываются читать или делают это крайне неохотно.

Смысл раннего развития — ребенок должен получать радость, в том числе и от того, что по­степенно усложняется познавательная деятельность.

И еще одно: гораздо больше информации малыш получает, слушая кого-нибудь из взрослых. Поча­ще общайтесь со своим крохой — этого не заменит ни одна, даже самая совер­шенная система раннего развития.

Заблуждение 4. „Подскажите, где есть группа раннего развития для детей двух лет. Самим не получается заниматься, да и малыш ленится». Наши дети разные. Если одни успешно занимаются самостоятельно, то другим подавай коллектив. И это заметно уже в самом раннем возрасте. Но будьте осторожны, выбирая группу раннего разви­тия. Для группового занятия детям до трех лет нужно выделять до пятнадцати минут, каждые пять минут меняя дея­тельность. При этом группа должна быть снабжена огромным количеством игровых материалов. Для закрепления того или иного навыка у маленького ре­бенка нужно постоянно менять развива­ющие игры. Педагог для такой группы должен быть отличным специалистом. Лучше всего на таких занятиях уделить внимание именно сенсорному и эмоци­ональному развитию (психологическая подготовка к детскому саду, социальное развитие, работа с песком, водой, музы­кальными инструментами и т. д.). А чтение, письмо, счет в групповых условиях для такого возраста — очень со­мнительный эксперимент (особенно ес­ли родителей просят не присутствовать на занятиях).

Заблуждение 5. „Чтение после трех лет — уже поздно?».

Нужно помнить поговорку: можно ло­шадь подвести к воде, но нельзя заста­вить ее пить. А если взрослый все же су­меет заставить ребенка заниматься во­преки его нежеланию, то и результаты будут невысоки, и сразу будет заметно отвращение малыша к занятиям.

Зада­ча раннего развития — в определении так называемой зоны ближайшего раз­вития: постарайтесь дать ребенку то, что он „берет» сам.

Но зона ближайше­го развития не бесконечна, она зависит от интеллектуального потенциала ребенка и различна в каждой области зна­ний и умений. Потому если вдруг вы пытались учить малыша, но он не про­являл интереса, причем вы не форсиро­вали, не заставляли его „учиться» через силу — значит, его развитие происходит по „нормальному», а не „ускоренному» пути.  Попробуйте заинтересовать его чтением и счетом немного позже. Воз­можно, ваш ребенок лучше подготовится к школе в группе детей.

Заблуждение 6. „Мне очень нравит­ся, что моя дочь мыслит оригинально, отвечает не так, как все, а  придумывает свой вариант. Именно этого я и ждала от раннего развития». Если вы постоянно поощряете ребенка при  „изобретении» новых ответов на ста­рые вопросы, то он, соответственно, пы­тается как можно чаще отвечать „ориги­нально». Не стоит постоянно расхвали­вать малыша, указывая на то, что он „особенный». Это формирует у него не­ адекватную самооценку. Могут про­явиться проблемы с социальной адапта­цией в коллективе. Кроме того, не полу­чив привычной похвалы в садике или школе, „оригинальный ребенок» может вступать в конфликт и с учителем. Для ребенка важна не только интеллекту­альная, но и социальная и духовная одаренность. А установка на интеллек­туальные достижения, которую — увы — нередко навязывают маленьким детям родители, блокирует у малышей умение общаться с другими людьми.

Автор: Наталья Компанец, детский психолог

Источник: http://www.umka.ck.ua/

Общая информация о статье
Раннее развитие ребенка: за и против
Название
Раннее развитие ребенка: за и против
Описание
Все чаще появляются статьи из серии "страшилок" — о том, как калечат детскую психику все эти новомодные веяния в лице методик раннего развития ребенка. Где же истина? Как водится, где-то посерединке

Добавить комментарий